Я – юрист по образованию и это здорово помогает мне по жизни. Я прочитала историю «Как банк незаметно для меня оформил страховку» и вспомнила, как в похожей ситуации я спокойно вернула все деньги, в том числе дорогостоящую страховку.
Мой рассказ может показаться нудноватым, но я специально приведу все нормы, на которые ссылалась: вы ведь тоже так можете.
Итак, в декабре 2020 года я оформила потребительский кредит. Естественно, вместе с кредитом банк предложил мне оформить страховку жизни и здоровья. Я, конечно, могла и отказаться, ведь в соответствии с законом «О защите прав потребителя» банк не вправе навязывать дополнительные услуги, а статья 935 Гражданского кодекса говорит о том, что застраховать жизнь и здоровье можно только с согласия гражданина.
Однако на практике это работает иначе: вы всё равно приобретёте страховку при заключении кредитного договора, ведь без нее процентная ставка по кредиту будет значительно выше. Такая схема закон не нарушает: право отказаться у заёмщика есть, просто платить он в этом случае будет больше, а вопросы выгоды и экономической целесообразности лежат за рамками правового поля. Так банк минимизирует свои риски на случай, если с заемщиком что-то случится.
В моем случае стоимость страховки составляла 33% от стоимости кредита, а процентная ставка по кредиту равнялась примерно 6% годовых. Без оформления страховки процентная ставка выросла бы до 19% в год. Даже с учетом того, что страховка стоила баснословных (на мой взгляд) денег, ее оформление было выгодным. К тому же я понимала, что буду гасить кредит быстрее, чем это было предусмотрено графиком платежей. Следовательно, часть средств, уплаченных за страховку, смогу вернуть.
Кредит я погасила досрочно, как и планировала. Поэтому на основании Федерального закона №353-ФЗ «О потребительском кредите» обратилась в банк с требованием о возврате части уплаченной страховой премии за не истекший период страхования.
Для возврата страховой премии были соблюдены все условия:
Можно было обратиться и в страховую компанию, но поскольку страховку я оформляла через банк, то и заявление подавала именно туда.
Для возврата страховки мне понадобились:
Банк должен рассмотреть заявление в течение 7 рабочих дней. В моем случае ему понадобилось около 4 рабочих дней. Через неделю после подачи заявления деньги были уже у меня на счете. Таким образом мне удалось вернуть около 120 тысяч рублей.
Однако на практике это работает иначе: вы всё равно приобретёте страховку при заключении кредитного договора, ведь без нее процентная ставка по кредиту будет значительно выше. Такая схема закон не нарушает: право отказаться у заёмщика есть, просто платить он в этом случае будет больше, а вопросы выгоды и экономической целесообразности лежат за рамками правового поля. Так банк минимизирует свои риски на случай, если с заемщиком что-то случится.
В моем случае стоимость страховки составляла 33% от стоимости кредита, а процентная ставка по кредиту равнялась примерно 6% годовых. Без оформления страховки процентная ставка выросла бы до 19% в год. Даже с учетом того, что страховка стоила баснословных (на мой взгляд) денег, ее оформление было выгодным. К тому же я понимала, что буду гасить кредит быстрее, чем это было предусмотрено графиком платежей. Следовательно, часть средств, уплаченных за страховку, смогу вернуть.
Кредит я погасила досрочно, как и планировала. Поэтому на основании Федерального закона №353-ФЗ «О потребительском кредите» обратилась в банк с требованием о возврате части уплаченной страховой премии за не истекший период страхования.
Для возврата страховой премии были соблюдены все условия:
- кредитный договор был заключен после 1 сентября 2020 г. (именно с этой даты вступили в силу поправки в Федеральный закон №353-ФЗ, которые предусматривают возможность возврата страховки при досрочном погашении кредита);
- кредит погашен досрочно;
- договор страхования был индивидуальный, а не коллективный;
- в период действия кредитного договора отсутствовали страховые случаи (если бы они были, то страховку вернуть бы не удалось).
Можно было обратиться и в страховую компанию, но поскольку страховку я оформляла через банк, то и заявление подавала именно туда.
Для возврата страховки мне понадобились:
- паспорт;
- оригинал страхового полиса;
- квитанция об оплате страхового полиса;
- кредитный договор;
- справка о погашении кредитной задолженности;
- заявление об отказе от договора страхования и возврате денежной премии по договору страхования;
- банковские реквизиты счета, куда планируется зачислить денежные средства по возврату страховки (в моем случае данные реквизиты были у банка, т.к. в этом банке у меня был открыт счет).
Банк должен рассмотреть заявление в течение 7 рабочих дней. В моем случае ему понадобилось около 4 рабочих дней. Через неделю после подачи заявления деньги были уже у меня на счете. Таким образом мне удалось вернуть около 120 тысяч рублей.
© Иллюстрация: Анна Иванцова