Top.Mail.Ru
Истории

Галочка-деньгивыжималочка: как банк навязал мне ненужную услугу

Вы знаете, что финансовым организациям запрещено ставить в договорах галочки за клиента? Я об этом совершенно не задумывалась, пока из-за такой отметки не получила ненужную платную услугу.

Ловкость рук и никакого мошенничества

Недавно я взяла потребительский кредит. Оформила всё онлайн, про себя порадовавшись отсутствию необходимости выходить из дома, совершать лишние телодвижения и общаться с навязчивыми менеджерами.

Всё было отлично, но с меня списали лишнюю тысячу рублей. Сумма, конечно, не смертельная, но это не дело, когда деньги утекают в неизвестном направлении, так что я стала разбираться. Оказалось, это плата за годовой абонемент за юридическую помощь, который я приобрела вместе с оформлением кредита.

Но я же помню, что в здравом уме и трезвой памяти не покупала никаких юридических консультаций. Они мне просто ни к чему! Как это могло произойти?

Пришлось провести собственное расследование. Оказалось, форма на сайте, которую я заполняла, была составлена очень хитро. Там уже стояла отметка о согласии на оформление дополнительных услуг, и было неочевидно, что галочку можно убрать.

Кстати, обычно от таких кнопок внимание стараются отвлечь яркими надписями, баннерами и рекламой. И, стоит человеку увидеть среди всего этого кнопку перехода к следующему шагу, как он радостно её жмёт. При этом он соглашается на оплату допуслуг.

Таким образом кредитные организации просто навязывает услуги партнёров. Так могут всучить и страховки, и гарантию низкой ставки, и телемедицину, и помощь на дорогах, и СМС-информирование о платежах… Вариантов масса, поэтому стоит смотреть в оба.

Кстати, грешат навязыванием услуг и микрофинансовые организации. Мой кузен недавно взял небольшой заём, не вникая в детали, и сверху ему навязали допуслуг на половину запрошенной суммы. Плату за эти сервисы включили в сумму займа, так что долг его существенно подрос.

Как же быть?

Заранее проставленные галочки в Центробанке считают недобросовестной практикой. Регулятор уверен: человек должен соглашаться на дополнительные услуги добровольно, а не по ошибке. Так что, если вы стали обладателем ненужных сервисов как я, из-за предустановленной галочки, то жалуйтесь. Например, в интернет-приёмную Банка России. К жалобе хорошо приложить скрин экрана приложения или личного кабинета с проставленными галочками.

Я так и поступила. А ещё пожаловалась в банк. Теперь жду результата проверки.

В следующий раз, когда я буду оформлять займ, я внимательно изучу все документы, требующие моего заверения. Я буду отдельно скрупулёзно выискивать галочки, которые проставляла не я. И ни за что не стану подписывать документ с предустановленными отметками, чтобы не оплачивать услугу, которой никогда не воспользуюсь.
© Иллюстрация: Анна Иванцова