Истории

Галочка-деньгивыжималочка: как банк навязал мне ненужную услугу

Вы#nbsp;знаете, что финансовым организациям запрещено ставить в#nbsp;договорах галочки за#nbsp;клиента? Я#nbsp;об#nbsp;этом совершенно не#nbsp;задумывалась, пока из-за такой отметки не#nbsp;получила ненужную платную услугу.

Ловкость рук и#nbsp;никакого мошенничества

Недавно я#nbsp;взяла потребительский кредит. Оформила всё онлайн, про себя порадовавшись отсутствию необходимости выходить из#nbsp;дома, совершать лишние телодвижения и#nbsp;общаться с#nbsp;навязчивыми менеджерами.

Всё было отлично, но#nbsp;с#nbsp;меня списали лишнюю тысячу рублей. Сумма, конечно, не#nbsp;смертельная, но#nbsp;это не#nbsp;дело, когда деньги утекают в#nbsp;неизвестном направлении, так что я#nbsp;стала разбираться. Оказалось, это плата за#nbsp;годовой абонемент за#nbsp;юридическую помощь, который я#nbsp;приобрела вместе с#nbsp;оформлением кредита.

Но#nbsp;я#nbsp;же помню, что в#nbsp;здравом уме и#nbsp;трезвой памяти не#nbsp;покупала никаких юридических консультаций. Они мне просто ни#nbsp;к#nbsp;чему! Как это могло произойти?

Пришлось провести собственное расследование. Оказалось, форма на#nbsp;сайте, которую я#nbsp;заполняла, была составлена очень хитро. Там уже стояла отметка о#nbsp;согласии на#nbsp;оформление дополнительных услуг, и#nbsp;было неочевидно, что галочку можно убрать.

Кстати, обычно от#nbsp;таких кнопок внимание стараются отвлечь яркими надписями, баннерами и#nbsp;рекламой. И, стоит человеку увидеть среди всего этого кнопку перехода к#nbsp;следующему шагу, как он#nbsp;радостно её#nbsp;жмёт. При этом он#nbsp;соглашается на#nbsp;оплату допуслуг.

Таким образом кредитные организации просто навязывает услуги партнёров. Так могут всучить и#nbsp;страховки, и#nbsp;гарантию низкой ставки, и#nbsp;телемедицину, и#nbsp;помощь на#nbsp;дорогах, и#nbsp;СМС-информирование о#nbsp;платежах… Вариантов масса, поэтому стоит смотреть в#nbsp;оба.

Кстати, грешат навязыванием услуг и#nbsp;микрофинансовые организации. Мой кузен недавно взял небольшой заём, не#nbsp;вникая в#nbsp;детали, и#nbsp;сверху ему навязали допуслуг на#nbsp;половину запрошенной суммы. Плату за#nbsp;эти сервисы включили в#nbsp;сумму займа, так что долг его существенно подрос.

Как#nbsp;же быть?

Заранее проставленные галочки в#nbsp;Центробанке считают недобросовестной практикой. Регулятор уверен: человек должен соглашаться на#nbsp;дополнительные услуги добровольно, а#nbsp;не#nbsp;по ошибке. Так что, если вы#nbsp;стали обладателем ненужных сервисов как я, из-за предустановленной галочки, то#nbsp;жалуйтесь. Например, в#nbsp;интернет-приёмную Банка России. К#nbsp;жалобе хорошо приложить скрин экрана приложения или личного кабинета с#nbsp;проставленными галочками.

Я#nbsp;так и#nbsp;поступила. А#nbsp;ещё пожаловалась в#nbsp;банк. Теперь жду результата проверки.

В#nbsp;следующий раз, когда я#nbsp;буду оформлять займ, я#nbsp;внимательно изучу все документы, требующие моего заверения. Я#nbsp;буду отдельно скрупулёзно выискивать галочки, которые проставляла не я. И#nbsp;ни#nbsp;за что не#nbsp;стану подписывать документ с#nbsp;предустановленными отметками, чтобы не#nbsp;оплачивать услугу, которой никогда не#nbsp;воспользуюсь.
© Иллюстрация: Анна Иванцова
2023-02-02 09:57