Top.Mail.Ru
Истории

Как мне звонят якобы от провайдера: хотят денег или слепок голоса?

Я работаю риелтором, поэтому беру трубку всегда – даже если это незнакомые номера. И уже несколько лет мне названивают мошенники под видом сотрудников интернет-провайдера. Почему я считаю их злоумышленниками, сейчас расскажу.

Надоедливые звонки

Не помню, когда это началось, но точно уже продолжается пару лет. Сначала звонили с разными предложениями, обещали всевозможные скидки и спецпакеты услуг с низкими тарифами. И каждый раз диалог заканчивался одним и тем же: они спрашивали мои персональные данные – серию и номер паспорта, банковские реквизиты. На резонный вопрос, для чего это надо, каждый раз следовали невнятные ответы.

Однажды меня так разозлили, что я пообещал сходить в офис компании (он расположен в моём доме) и во всём разобраться. В ответ нетерпеливый мошенник начал кричать на меня, что я ему порчу всю статистику. Какую статистику? Тех, кто ведётся и теряет деньги? Интересная у этих людей логика.

В этом году участились случаи, когда звонят и представляются сотрудниками техподдержки. Они не дают опомниться и говорят, что прямо сейчас нужно проверить аккаунт. Дальше, пока я думал над этой информацией, «сотрудник» потребовал предоставить удалённый доступ к моему компьютеру. Я никогда на такие предложения не ведусь, но знаю, что так разводят многих доверчивых людей. В результате они теряют свои сбережения. Так что будьте осторожны!

Другая цель

С появлением нейросетей возникла и другая неприятность. Мошенники звонят, беседуют «о погоде и природе» и, казалось бы, ничего не просят. Они могут представляться сотрудниками провайдера или другой компании, это не так важно. Суть развода – им нужно заполучить слепок вашего голоса. После они его обработают и пустят в дело – будут звонить друзьям и родственникам от вашего имени.

У меня возникали такие ситуации. Я, если понимаю, что представляются сотрудником какой-то компании, не относящейся к сфере моей деятельности, сразу кладу трубку – не хочу, чтобы искусственный интеллект синтезировал мой голос.

Пути решения проблемы

Я вижу два радикальных способа, как снизить количество таких звонков и обезопасить людей:

  1. Законодательно обязать операторов мобильной и стационарной связи под их материальную ответственность фильтровать подозрительные и серийные вызовы. Они должны фиксировать сплошные обзвоны по большому количеству вызываемых номеров. Особенно это касается зарубежных VoIP-шлюзов. И необходимо прекратить раздавать всем желающим огромные диапазоны номерной ёмкости и сим-карт в одни руки. Да, это увеличит стоимость услуг. Но если так не сделать, то и дальше мошенники будут пользоваться дырами в законах.
  2. Второй вариант суровее: за любой причинённый клиенту ущерб банки и платёжные системы должны нести ответственность.

Ну а мы тоже обещаем включать бдительность и не доверять незнакомцам в телефонной трубке личные данные. А вообще идеальный вариант – не разговаривать. Помолчите несколько секунд и отключитесь – в этом случае у мошенника, живого или цифрового, точно не будет шансов зацепить вас.
Если хотите поделиться своей историей, напишите нам. Форма для обращения – здесь.

© Иллюстрация: Анна Иванцова