Истории

Как я чистила кредитную историю

С удовольствием читаю ваш сайт и стараюсь следовать советам, которыми делятся люди. После рассказа о спасении кредитной истории решила проверить, как у меня обстоят дела, и обомлела. Неучтённых кредитов и займов я, к счастью, не нашла, зато в документе были отражены регулярные запросы от банков, с которыми я, возможно, когда-то имела дело, но совершенно не помнила об этом. Удивительно, но и мой банк, с которым давно дружу, тоже отличился: я обратилась в поддержку с каким-то простым вопросом, и это стало поводом для проверки кредитной истории. Так мне объяснили специалисты.

И я решила действовать – узнать, кто и зачем наводил обо мне справки.

Шаг первый. Вспомнить всё

Первым делом я вошла в личный кабинет ФНС. Налоговики – педантичные люди, и в электронном виде есть сведения о банковских счетах каждого налогоплательщика. Для входа в личный кабинет не надо идти в налоговую, к которой вы приписаны: достаточно ввести логин и пароль на портале Федеральной налоговой службы, или сделать это через Госуслуги. На сайте налоговой видно, в каких банках когда-либо были открыты счета. Если есть счет, а следовательно, и договор, не исключено, что есть разрешение на запрос кредитной истории.

Первое открытие было связано с банком, который в свое время поглотил более мелкого конкурента – я как раз была его клиентом. Следующей новостью стал счёт в крупном банке, точнее два. Один был наследством давней работы, другой – привязан к социальной карте, хотя меня уверяли, что никакого счета у этой карты нет.

Шаг второй. Отозвать согласие

Я связалась со своим банком. Это было проще всего: поддержка отвечает в чате. Мы быстро выяснили, что разрешение на запрос кредитной истории я дала, когда получала дебетовую карту. Невнимательно, второпях прочитала договор, пока курьер ждал и явно торопился, и вот результат. Согласие я легко отозвала.

С двумя другими банками вопрос тоже решился, но пришлось побегать. Без личного присутствия нельзя было ни закрыть ненужный счёт, ни защитить кредитную историю.

Шаг третий. Помощь Центробанка

Не все банки смогли предъявить документы, которые позволяли им запрашивать информацию обо мне. Это не только замусоривает кредитную историю, такое поведение грубо нарушает мои права. Я не хочу выставлять свои финансовые дела на обозрение всем любопытствующим, к тому же такие запросы приводят к спам-звонкам: «А давайте вы у нас возьмете выгодный кредит».

Что делать, подсказал знакомый юрист. Было два пути: писать в бюро кредитных историй с просьбой убрать данные о неправомерных запросах или обратиться с жалобой в Центробанк. Первый способ требовал каких-то невероятных усилий: заполнения заявления на нескольких листах, отправки всего этого заказным письмом… Для жалобы в ЦБ нужно было всего лишь заполнить онлайн-форму. Поэтому я выбрала вариант проще и быстрее. Результат: часть записей о непонятных запросах исчезла из моей кредитной истории спустя три недели.

Какие выводы я сделала?

  • Не хочешь, чтобы финансовые организации интересовались твоей подноготной, – читай, что подписываешь.
  • Кредитная история может дать много важной косвенной информации.
  • Не пользуешься счётом – закрывай, иначе в самый неподходящий момент можно получить сложности с налоговой.
© Иллюстрация: Анна Иванцова
2023-05-15 10:25