Бизнес может использовать специальные обозначения для своих товаров, услуг и других ценностей. На практике можно часто услышать термины «товарный знак» и «средства индивидуализации». Что они означают на самом деле, и есть ли между ними отличия?
Соотношение товарных знаков и средств индивидуализации
Средства индивидуализации чрезвычайно обширны. В российском законодательстве они приравнены к результатам интеллектуальной собственности, на которые оформляются исключительные права. Согласно главе 76 ГК РФ, средствами индивидуализации являются:- фирменные наименования;
- географические указания;
- наименования места происхождения товаров;
- коммерческие обозначения;
- знаки обслуживания;
- товарные знаки.
Таким образом, товарные знаки являются разновидностью средств индивидуализации. Это не разные категории – они имеют прямое отношение друг к другу.
Товарные знаки, согласно ст.1477 ГК РФ – специальные обозначения, которые используются для индивидуализации продукции бизнеса. Они подлежат обязательной регистрации по российскому законодательству – только в таком случае у правообладателя возникнут права на государственную защиту.
Зачем нужны товарные знаки
Регистрация товарного знака открывает для владельца массу преимуществ:- защита от недобросовестных конкурентов и плагиата;
- возможность эффективнее отстаивать свои права на бренд в суде и требовать компенсации ущерба за нарушение таких прав;
- возможность эффективней отстаивать свои права на бренд в суде и требовать компенсации ущерба за нарушение таких прав
- увеличение стоимости бренда;
- укрепление имиджа на рынке.
Таким образом, данные обозначения предоставляют для собственника целый пакет гарантий и привилегий, которые однозначно выгодны для бизнеса. В отличие от незарегистрированных логотипов и других средств индивидуализации, товарные знаки дают полноценную юридическую защиту.
Порядок регистрации товарных знаков
Пошаговая инструкция по оформлению товарного знака:- Собрать документацию для Роспатента.
- Оплатить государственную пошлину.
- Подать документацию в Роспатент.
- Ожидать проверки от регистрирующего органа.
- Получить свидетельство о регистрации товарного знака.
- заявка;
- само обозначение;
- подробное описание обозначения;
- перечень товаров, на которые будет распространяться товарный знак, в соответствии с классами МКТУ;
- согласие на обработку персональных данных.
Указанные документы нужно подавать в московский офис Роспатента. Можно воспользоваться почтой или функционалом сайта ФИПС или государственного портала «Госуслуги», с учетом того, что при электронной подаче действует скидка на оплату госпошлины в размере 30%.
Минимальная стоимость регистрации составляет 33 тысячи рублей. В сумму входит оплата регистрации заявки, проведение экспертизы, выдача свидетельства и непосредственная регистрация товарного знака.
В ходе проверки Роспатент организует два типа экспертизы – формальную и по существу. В рамках формальной процедуры регистрирующий орган изучает поданную документацию на предмет ошибок. Срок изучения – 1 месяц. Если недочетов нет, то начинается экспертиза по существу, в процессе которой обозначение проверяется на уникальность. Срок данного мероприятия – до 12 месяцев со дня принятия заявки после формальной проверки.
Уже после проведения всех экспертиз Роспатент начинает регистрацию и оформление свидетельства, на которые уйдет около 1 месяца. Итого на регистрацию товарного знака потребуется более 14 месяцев – без учета подготовки документации и исправления ошибок.
Очевидно, что процедуру можно существенно ускорить, если обратиться к компетентным патентным поверенным. Специалисты помогут оперативно составить всю необходимую документацию и избежать популярных ошибок при регистрации.