Бизнес-справочник

Товарные знаки и средства индивидуализации: сходства, отличия и порядок регистрации

Бизнес может использовать специальные обозначения для своих товаров, услуг и других ценностей. На практике можно часто услышать термины «товарный знак» и «средства индивидуализации». Что они означают на самом деле, и есть ли между ними отличия?

Соотношение товарных знаков и средств индивидуализации

Средства индивидуализации чрезвычайно обширны. В российском законодательстве они приравнены к результатам интеллектуальной собственности, на которые оформляются исключительные права. Согласно главе 76 ГК РФ, средствами индивидуализации являются:
  • фирменные наименования;
  • географические указания;
  • наименования места происхождения товаров;
  • коммерческие обозначения;
  • знаки обслуживания;
  • товарные знаки.

Таким образом, товарные знаки являются разновидностью средств индивидуализации. Это не разные категории – они имеют прямое отношение друг к другу.
Товарные знаки, согласно ст.1477 ГК РФ – специальные обозначения, которые используются для индивидуализации продукции бизнеса. Они подлежат обязательной регистрации по российскому законодательству – только в таком случае у правообладателя возникнут права на государственную защиту.

Зачем нужны товарные знаки

Регистрация товарного знака открывает для владельца массу преимуществ:
  • защита от недобросовестных конкурентов и плагиата;
  • возможность эффективнее отстаивать свои права на бренд в суде и требовать компенсации ущерба за нарушение таких прав;
  • возможность эффективней отстаивать свои права на бренд в суде и требовать компенсации ущерба за нарушение таких прав 
  • увеличение стоимости бренда;
  • укрепление имиджа на рынке.

Таким образом, данные обозначения предоставляют для собственника целый пакет гарантий и привилегий, которые однозначно выгодны для бизнеса. В отличие от незарегистрированных логотипов и других средств индивидуализации, товарные знаки дают полноценную юридическую защиту.

Порядок регистрации товарных знаков

Пошаговая инструкция по оформлению товарного знака:
  1. Собрать документацию для Роспатента.
  2. Оплатить государственную пошлину.
  3. Подать документацию в Роспатент.
  4. Ожидать проверки от регистрирующего органа.
  5. Получить свидетельство о регистрации товарного знака.
Для оформления потребуется следующий пакет документов:
  • заявка;
  • само обозначение;
  • подробное описание обозначения;
  • перечень товаров, на которые будет распространяться товарный знак, в соответствии с классами МКТУ;
  • согласие на обработку персональных данных.

Указанные документы нужно подавать в московский офис Роспатента. Можно воспользоваться почтой или функционалом сайта ФИПС или государственного портала «Госуслуги», с учетом того, что при электронной подаче действует скидка на оплату госпошлины в размере 30%. 

Минимальная стоимость регистрации составляет 33 тысячи рублей. В сумму входит оплата регистрации заявки, проведение экспертизы, выдача свидетельства и непосредственная регистрация товарного знака.

В ходе проверки Роспатент организует два типа экспертизы – формальную и по существу. В рамках формальной процедуры регистрирующий орган изучает поданную документацию на предмет ошибок. Срок изучения – 1 месяц. Если недочетов нет, то начинается экспертиза по существу, в процессе которой обозначение проверяется на уникальность. Срок данного мероприятия – до 12 месяцев со дня принятия заявки после формальной проверки.

Уже после проведения всех экспертиз Роспатент начинает регистрацию и оформление свидетельства, на которые уйдет около 1 месяца. Итого на регистрацию товарного знака потребуется более 14 месяцев – без учета подготовки документации и исправления ошибок.

Очевидно, что процедуру можно существенно ускорить, если обратиться к компетентным патентным поверенным. Специалисты помогут оперативно составить всю необходимую документацию и избежать популярных ошибок при регистрации.