Top.Mail.Ru
Истории

Как я поверила нарисованному удостоверению и потеряла миллион

Я прекрасно знаю, что связываться с телефонными мошенниками – последнее дело. Звонят и представляются сотрудниками банка – сразу отключаю телефон, а номер блокирую. Но недавно меня очень «красиво» развели. В итоге я лишилась денег, которые копила на отдых, да ещё оказалась должна банку.

«Хотят похитить накопления»

Когда мне позвонили, я находилась дома с ребёнком. Состояние было то ещё – восстанавливалась после ковида, а потому голова совсем не соображала. По какой-то необходимости заглянула в мобильное банковское приложение, а спустя пару минут после того, как вышла оттуда, раздался звонок.
«Здравствуйте. Павлова Мария Ивановна – всё верно? По вашим банковским счетам замечены подозрительные операции. Скорее всего, мошенники собирались похитить ваши накопления, хранящиеся на банковском счете. Мы обязаны вас проинформировать о возможности обезопасить ваши накопления».
Такой месседж не оставил меня равнодушной – у меня началась паника. Я снова зашла в мобильное приложение: вроде все деньги на месте, о чём и сообщила мужчине на том конце провода.

«Надо срочно действовать!»

Он продолжил, сказав, что именно в этот момент кто-то пытается взломать вход в мой аккаунт в приложении, и нужно срочно действовать: перевести деньги на резервный счет, который отличается «повышенной безопасностью». Для этого необходимо безотлагательно назвать сотрудникам банка номер, дату действия и код банковской карты, а также лицевой счет в банке.

Я снова выразила сомнения относительно происходящего. Тогда «специалист банка», устав доказывать опасность ситуацию, переключил меня на девушку – якобы сотрудницу департамента цифровой безопасности банка. Девица крепко взялась за меня и уверенным голосом стала доказывать, что «ещё чуть-чуть, и я лишусь всех денег».

«Москва на связи»

Потерпев и тут фиаско, бойкая сотрудница банка перевела меня на другой номер. В дело вступил «старший оперуполномоченный по особо важным федеральным делам в сфере киберпреступности майор Пронин Василий Константинович из Москвы».

Товарищ стал уверять меня, что с помощью специальной системы слежки по денежным операциям на банковских счетах контролируются ходы мошенников. Он же попросил составить и отправить ему заявление на его имя о проводимых по моим счетам подозрительным операциям, указав подробные паспортные данные, данные банковской карты и лицевого счета.

Голос разума подсказал мне: спроси у него документы. А он, словно ждал от меня вопроса: «Вот вам скан моего удостоверения». И присылает картинку, очень похожую на настоящий документ – я сверила с теми, что опубликованы в открытом доступе в Интернете. Почему я тогда не подумала: если есть в «болванки» удостоверений, значит, можно их использовать как образец для подделки…

Но я поверила обманщику – напечатала на компьютере заявление в полицию, указав все требуемые данные по картам, распечатала, подписала бумажку, сфотографировала и отправила «в Москву» через Телеграм.

Сама перевела деньги

Полицейский поблагодарил за то, что «я прислушалась к голосу разума». После этого снова перевел меня на «сотрудницу отдела цифровой безопасности», которая уже потирала руки. Она назвала мне номер резервного счета, куда я должна была перевести свои средства с карты. И представьте, я, окончательно задурманенная такой профессиональной обработкой, это сделала: перевела больше 400 тыс. рублей в никуда.

Как только деньги ушли, девушка сообщила, что «мои сбережения теперь в безопасности» и подтвердила, что я могу получить эти средства в отделении банка в любое время, придя туда лично. На этом диалог завершился. Отстали от меня и полицейский, и первый сотрудник банка. Они меня «мариновали» на протяжении четырех часов.

Через некоторое время решила проверить, где мои деньги, и зашла в мобильное приложение: на счетах было по нулям. Нового резервного счёта там, конечно же, и близко не значилось. Я начала звонить по всем трём номерам, с которых мне звонили и перезванивали, но там тоже было глухо: абонент временно недоступен.

Повесили кредит

На этом потери, как оказалось, не закончились. Пока я обращалась с проблемой в настоящую полицию, мошенники, используя мои персональные данные, взяли огромный кредит – 560 тыс. рублей. Итого в одночасье я лишилась почти миллиона!

В полиции мне не помогли: «Девушка, вы же сам отдали деньги в руки мошенников. Такие случаи происходят каждый день – сплошь и рядом. Ожидайте». Оставалось лишь ждать и надеяться, что всю эту шайку прикроют – наверное, схема работы у них хорошо отлажена, и не одна я стала их жертвой.

Что делать?

  • Самое радикальное в такой ситуации – не отвечать на неизвестные номера. Некоторые мобильные операторы часто подсказывают, что звонивший номер «с подозрением на мошенничество». Доверять операторам сотовой связи можно и нужно: это их работа – выявлять спамеров и киберпреступников. Для этих целей в сотовых компаниях создаются целые отделы, которые бьются над проблемой.
  • При поступлении звонков о незаконных операциях с вашими деньгами позвоните на официальную горячую линию банка и проясните ситуацию – номер есть на пластиковой карте и на сайте организации.
  • Подозрительные телефонные номера нужно сразу блокировать – заносить в чёрный список телефона и сайта «Мошеловка».
  • Услышали что-то про деньги, переводы, смену номера телефона – кладите трубку, не продолжайте разговор.
  • Никогда не отправляйте никакие заявления по телефону, не сообщайте незнакомцам коды и пароли.
  • Если вы человек внушаемый, посоветуйтесь с родными, близкими и коллегами, которые находятся рядом – они могут стать вашим голосом разума. Если их рядом нет, позвоните и попросите помощи.
Если хотите поделиться своей историей, напишите нам. Форма для обращения – здесь.

© Иллюстрация: Анна Иванцова