Сейчас популярны истории успешного успеха, я же хочу рассказать про провальный провал. Разрушение некогда хорошего бизнеса происходило у меня на глазах, поэтому я могу составить список вредных советов для тех, кто хочет получить такой же результат. Остальным могу порекомендовать поступать с точностью до наоборот.
Вредный совет №1: не имейте своей фишки
Несколько лет я работала директором фирмы по продаже обуви в одном из российских городов. Сначала фирма была маленькой, но мы с её основательницей смогли найти свою фишку, которая помогла нам продвинуться. Мы продавали итальянскую обувь, изготовленную на семейной мануфактуре. Итальянские лекала, отличная кожа и мастерство производства обеспечивали ей фабричное качество. А из-за того, что бренд не был широко известен, цена на такую обувь была невысокой.
Эксклюзивная недорогая обувь высокого качества стала нашей фишкой. Она пользовалась спросом у покупателей, что позволило нам со временем открыть целую сеть магазинов.
Жизнь на фирме кипела, бизнес процветал. Я ездила общаться к хозяину мануфактуры – седовласому дону, как из фильмов про мафию. Вместе с ним мы выбирали модели и обсуждали перспективы сотрудничества. Хотя работа не приносила баснословных денег, мне было интересно.
Беда пришла, откуда не ждали: сын хозяйки фирмы женился, и его супругу решили взять в обувной бизнес. Предложили ей ни много ни мало должность директора, несмотря на отсутствие у девушки подходящего образования, опыта и вкуса. Мне же пришлось покинуть фирму.
Первым делом новый директор заключила франшизу с компанией, обувь которой продавалась во всех недорогих сетевых магазинах. Однако эта обувь неспроста была дешёвой – носить её было просто невозможно, она неудобная и некачественная. А вот с итальянской мануфактурой активное сотрудничество фирма прекратила. Таким образом, фишка была утрачена.
Вредный совет №2: не обращайтесь за сторонним мнением
Семейный бизнес – это хорошо, но вовсе не случайно существуют независимые директора. Взгляд со стороны необходим любому бизнесу, чтобы вовремя найти слабые места. Поэтому не стоит впадать в гордыню и отказываться от сторонней экспертизы.
Кстати, иногда её можно получить совершенно бесплатно – например, в виде отзывов клиентов. Так, после моего ухода, знакомые покупатели, встречая меня в городе, удивлённо спрашивали: что приключилось с нашей обувью, куда делся уникальный продукт. На это я могла только разводить руками. Если бы руководство фирмы держало руку на пульсе и вовремя отреагировало на этот сигнал, всё можно было ещё спасти.
Вредный совет №3: не вкладывайтесь в развитие
Будучи директором, я настаивала, чтобы прибыль шла на развитие фирмы. В бизнесе как в книжке про Алису – нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а стоять на месте бизнес не может.
После моего ухода от такого подхода решено было отказаться. Вся прибыль пошла в семью: то на свадьбу потратят, то медовый месяц молодожёнам оплатят.
Несколько лет я ничего не слышала об этой фирме, но недавно мне стало интересно. Собственники больше не владеют бизнесом. Нет больше у этой семьи квартир и прочего нажитого, теперь они ютятся в дачной хибарке на дровяном отоплении. Всё пришлось распродать, чтобы расплатиться с гигантскими долгами, в которые они влезли. И это – закономерный итог череды неверных решений.
© Иллюстрация: Анна Иванцова